Краткое техническое описание Во время войны танк Т-34176 был тщательно обследован в английской школе танкостроения. Отчёт английских специалистов представляет сейчас особый интерес, потому что о танке судили на основе технических критериев того времени, без того, что известно сейчас. Содержащийся в отчете
окончательный вывод дает заслуженную высокую оценку М.И.Кошкину и его КБ: «Конструкция танка свидетельствует о чётком понимании его важнейших боевых качеств и требований войны с должным учётом особенностей подготовки русского солдата, театра боевых действий и имеющихся производственных возможностей. Если принять во внимание, что Россия совсем недавно создала тяжёлую промышленность и что большая часть её индустриальных районов занята противником, создание и производство таких высококачественных танков представляет собой инженерно-техническое достижение самого высокого класса...»
Танк Т-34 имел классическую компоновку. Силовое отделение отделялось от боевого противопожарной перегородкой. Сразу за перегородкой стоял дизель В-2. Слева и справа от дизеля располагались два радиатора. В центре силового отделения находился вентилятор, а трансмиссия (главный и бортовые фрикционы) - ближе к корме. Топливные баки размещались по бортам корпуса, в нишах, образованных наклонными бронеплитами. Поскольку трансмиссия располагалась в кормовой части танка, рядом с ведущими колёсами, боевое от деление не было загромождено коробкой передач, карданным валом и бортовыми передачами, как это было на западных танках, например М4 «Шерман» или PzKpfw IV . Кроме того, это позволило уменьшить общую высоту танка по сравнению с западными и снизить общий вес машины.
Характеристики Т-34/76 обр. 1942 с литой башней:
Экипаж - 4 человека.
Размеры - длина 6680 мм, ширина 3000 мм, высота 2450 мм.
Бронирование - 47-65 мм.
Двигатель - В-2-34, 500 л.с.
Скорость максимальная - 55 км/ч.
Боевая масса - 28.5 т.
Пушка - 76.2 мм Ф-34.
Историческая справка
Советский средний танк Т-34/76, по общему признанию как наших союзников, так и противников в Великой Отечественной войне, явился лучшим танком того периода. Немцы столкнулись с Т-34176 в первый же день войны. «Чудо-оружие,- говорилось в одном немецком докладе о Т-34,- сеющее страх и ужас везде, где оно появляется...». Первое танковое сражение с участием «тридцатьчетвёрок» произошло уже 22 июня 1941 года, когда 30 танков Т-34 из львовского учебного танкового полка атаковали фланг 15-го танкового полка 11-й танковой дивизии. Немцы потеряли три PzKpft IV и два PzKpf III. В ходе крупнейшего танкового сражения 1941 года, начавшегося 26 июня в районе Броды-Дубно, Т-34 снова продемонстрировали своё подавляющее преимущество над немецкими танками. Один из командиров новейшего немецкого среднего танка PzKpf III докладывал: "Лейтенант Штойп четырежды выстрелил по Т-34 снарядом PzGr 40 с дистанции 50 метров и один раз с 20 метров, но не смог подбить танк. Наш беглый огонь был неэффективен и советские танки приближались. Снаряды не пробивают броню, а раскалываются на части». Другой немецкий офицер из 4-го танкового батальона 16-й танковой дивизии писал: «Снова и снова наши танки разваливались от прямых попаданий советских снарядов. Командирские башенки на PzKpftt IV и PzKpf III отлетали в сторону - прочность их крепления оказалась явно недостаточной. Всё это говорит о большой мощности и точности 76.2 мм орудий советских танков... Наступательный порыв иссяк, его заменило чувство собственной неполноценности, поскольку против русских Т-34 мы бессильны». Хотя отличная выучка немецких танкистов частично компенсировала превосходство советских танков, фашисты были деморализованы, поскольку «...только попадание в навесной бензобак или в основание башни могут вывести русский танк из строя».
Постоянная нехватка снарядов вынуждала советских танкистов таранить танки врага. Неисправные или оставшиеся без горючего машины приходилось сжигать, чтобы они не достались немцам. В итоге уже к концу лета 1941 года в Красной Армии осталось менее 500 Т-34/76.